В старые времена наши предки собирались дома темными вечерами, разжигали камелек и делились друг с другом жуткими историями, которые потом передавались из уст в уста. Специально для вас мы собрали истории о злых духах и демонах народов Якутии. Девять рассказов, основанных на мифологии якутов, эвенков, эвенов, долганов, юкагиров и чукчей, оживут перед вами и познакомят с культурой и мировоззрением коренных народов республики.
Русская версия Сахалыы English
Мифология: якутская Тип: злые духи Особенности: имеют нестерпимый запах разложения, могут перевоплощаться в умерших Настоящая злая нечисть всех страшных якутских историй – это абаасы. Классические абаасы – одноногие или безногие, однорукие и одноглазые великаны в железной одежде. Злые духи оставляют повсюду отвратительный запах. Говорят, что абаасы способны перевоплощаться в умерших. Также в якутских сказках часто упоминается, что абаасы похищают красивых девушек и вселяются в них, чтобы найти себе мужей.
Мифология: эвенкийская Тип: главный злой дух Особенности: приносит болезни и смерть Во многих историях коренных народов России упоминается свой создатель мира – верховный бог, и его антагонист – злой дух, подобный дьяволу. Эвенки верят, что создателем мира является светлое божество Сэвэки, а его брат-близнец Харги является его полной противоположностью. Харги пытался быть добрым и талантливым, как его брат; однако у него получалось все очень плохо. По преданиям эвенков, именно он создал комаров, всех ядовитых насекомых, злых хищников. Харги также создал болезни и забирал стариков и больных к себе в подземный мир. Вместо правой руки у него страшная оскаленная человеческая голова, на левой руке огромный коготь, вместо ног – култышки. Имя Харги запрещено произносить, о нем упоминается только в мифологии эвенков.
Мифология: якутская Тип: подводные духи Особенности: могут предсказывать будущее По представлениям якутов, сюлюкюны похожи на людей, отличаются отсутствием бровей, и иногда – остроконечными головами. Живут в воде семьями и вылезают из воды во время Таҥха (якутских святок). Существует поверье, что подслушав разговоры этих погодных духов, можно узнать, что произойдет в предстоящем году. Для этого люди, накрывшись одеялом, сидели и караулили у дорог, у прорубей, в пустых домах, у коновязей нежилых домов.
Мифология: юкагирская Тип: злой подземный дух Особенности: приносит беды Мамонт встречается во многих историях коренных народов Севера. В древние времена юкагиры находили огромные бивни, торчащие из-под снега и льда, и думали, что это следы гигантского быка или лося, который время от времени выходит из нижнего мира и приносит беды и болезни. Именно поэтому жители севера остерегаются добывать кости и бивни мамонта.
Мифология: чукотская Тип: снежный человек Особенности: быстрота, сила и меткость Почти у каждого северного народа существуют сказания о снежном человеке – чучуне. Чукчи считали, что чучуна – одинокий, давно заблудившийся человек, который не может вернуться к себе домой. Древний народ верил, что тот, кто потерялся и долгое время бродил один в тайге или в тундре, становился другим, и его душу похищали злые духи. Именно поэтому их не принимали обратно в племя. Близкие таких людей проводили похороны потерявшихся и с годами забывали о них, а бедным одиночкам приходилось выживать в суровых условиях и бороться с природой, постепенно превращаясь в диких существ.
Мифология: чукотская Тип: демон Особенности: приносит болезни, охотится за человеческими душами В чукотских историях можно часто встретить упоминания об этих маленьких злых демонах. Обычно их размер – не больше пальца, они голые, а их кожа цвета сырого мяса. При этом, иногда Кель может вырастать до огромных размеров: то летать как комарик, то возвышаться как гора. Также они могут проникать в человеческое тело и порождать нарывы и язвы. Поэтому существуют разные виды Кель: духи кашля, сифилиса, колик и других болезней.
Мифология: юкагирская Тип: главный злой дух Особенности: похищает души людей в нижний мир По поверьям юкагиров, Сатана или Острая голова является главным хозяином в нижнем мире. Фигура у него как у человека, только голова длинная, острая и может достигать до полуметра в длину. Лицо очень узкое, шириной в четыре пальца, глаза маленькие, круглые и черные, как тьма. Иногда его описывают также как трехпалого демона, так как он оставляет следы на снегу, подобные вороньим. Несмотря на скверную историю и недоброжелательную внешность, юкагиры считали, что Острая голова является также их праотцом.
Мифология: эвенская Тип: главный злой дух Особенности: приносит болезни и смерть, может перевоплощаться в любой момент Злой дух с милым именем Аринка во многом похож на эвенкийского Харги и, скорее всего, является его прототипом. Аринка тоже правит в нижнем мире и приносит людям болезни и смерть. Эвены говорят, что этот злой дух очень хитрый и подлый. Он может перевоплощаться в любой момент в любое существо. Обычно он ходит в обличии мужчины, за которого девушки охотно выходят замуж. В одной легенде говорится, что он принимает облик мальчика, затем перевоплощается в старика с кривыми ногами, растрепанными волосами, ртом до ушей и глазами разной формы и размера. Также Аринка способен красть людей. Эвены даже шили специальные шапочки со звериными ушками для детей, чтобы злой дух не смог отличить их от животных.
Мифология: долганская Тип: связующий между нижним и средним мирами Особенности: лечит тяжелобольных, способен разговаривать с мертвыми и духами Мифология долганов во многом совпадает с якутской. Как и представители народа саха, долганы верили в абааhы, сюлюкюнов и шаманов. По их преданиям, будущий шаман начинал слышать и видеть то, что было недоступно другим, примерно с 10 лет. Ребенок мог вести себя очень странно: то громко петь, то целыми сутками спать, то уходить один в тундру. Такие странствия продолжались до полугода. Мальчик возвращался в оборванной одежде, голодный и сильно похудевший. Становились шаманами после особенного ритуала камлания: тело избранника «разрубали» на куски, и новоиспеченный шаман должен был съесть собственную плоть. Только после этого он мог путешествовать по мирам и видеть то, что другим людям недоступно.
Над проектом работали Текст: Юлия Шадрина Художник: Дария Татаринова Фотограф: Альбина Богдокумова Анимация: Диана Слепцова Перевод на английский язык: Юэн Даниэль Джонс Перевод на якутский язык: Сайыына Кларова Звукорежиссер: Илья Петухов Текст на русском языке читали: артисты ГАРДТ им. А.С.Пушкина - Дмитрий Трофимов, Мария Ларина, Елена Сулак, Иван Мишагин, Илья Шумкин, Александр Кабунов, Андрей Габышев Текст на якутском языке читали: Лия Барбасытова, Алексей Лукин Текст на английском языке читал: Юэн Даниэль Джонс Координаторы: Петр Васильев, Екатерина Карпухина, Виктория Сунтхавонг, Екатерина Малиновская, Екатерина Бурцева Партнеры: Исторический парк «Россия – Моя История», ГАРДТ им. А.С.Пушкина, в сборе историй помог проект Дмитрия Михайлова «Страшные истории Якутии» Мультимедийную выставку работ можно увидеть с 31 октября по 10 ноября 2019 года в основном зале исторического парка «Россия – Моя История» в городе Якутске.
2019 г.
В старые времена наши предки собирались дома темными вечерами, разжигали камелек и делились друг с другом жуткими историями, которые потом передавались из уст в уста. Специально для вас мы собрали истории о злых духах и демонах народов Якутии. Девять рассказов, основанных на мифологии якутов, эвенков, эвенов, долганов, юкагиров и чукчей, оживут перед вами и познакомят с культурой и мировоззрением коренных народов республики. Русская версия Сахалыы English
Мифология: якутская Тип: злые духи Особенности: имеют нестерпимый запах разложения, могут перевоплощаться в умерших Настоящая злая нечисть всех страшных якутских историй – это абаасы. Классические абаасы – одноногие или безногие, однорукие и одноглазые великаны в железной одежде. Злые духи оставляют повсюду отвратительный запах. Говорят, что абаасы способны перевоплощаться в умерших. Также в якутских сказках часто упоминается, что абаасы похищают красивых девушек и вселяются в них, чтобы найти себе мужей. Мифология: эвенкийская Тип: главный злой дух Особенности: приносит болезни и смерть Во многих историях коренных народов России упоминается свой создатель мира – верховный бог, и его антагонист – злой дух, подобный дьяволу. Эвенки верят, что создателем мира является светлое божество Сэвэки, а его брат-близнец Харги является его полной противоположностью. Харги пытался быть добрым и талантливым, как его брат; однако у него получалось все очень плохо. По преданиям эвенков, именно он создал комаров, всех ядовитых насекомых, злых хищников. Харги также создал болезни и забирал стариков и больных к себе в подземный мир. Вместо правой руки у него страшная оскаленная человеческая голова, на левой руке огромный коготь, вместо ног – култышки. Имя Харги запрещено произносить, о нем упоминается только в мифологии эвенков. Мифология: якутская Тип: подводные духи Особенности: могут предсказывать будущее По представлениям якутов, сюлюкюны похожи на людей, отличаются отсутствием бровей, и иногда – остроконечными головами. Живут в воде семьями и вылезают из воды во время Таҥха (якутских святок). Существует поверье, что подслушав разговоры этих погодных духов, можно узнать, что произойдет в предстоящем году. Для этого люди, накрывшись одеялом, сидели и караулили у дорог, у прорубей, в пустых домах, у коновязей нежилых домов. Мифология: юкагирская Тип: злой подземный дух Особенности: приносит беды Мамонт встречается во многих историях коренных народов Севера. В древние времена юкагиры находили огромные бивни, торчащие из-под снега и льда, и думали, что это следы гигантского быка или лося, который время от времени выходит из нижнего мира и приносит беды и болезни. Именно поэтому жители севера остерегаются добывать кости и бивни мамонта. Мифология: чукотская Тип: снежный человек Особенности: быстрота, сила и меткость Почти у каждого северного народа существуют сказания о снежном человеке – чучуне. Чукчи считали, что чучуна – одинокий, давно заблудившийся человек, который не может вернуться к себе домой. Древний народ верил, что тот, кто потерялся и долгое время бродил один в тайге или в тундре, становился другим, и его душу похищали злые духи. Именно поэтому их не принимали обратно в племя. Близкие таких людей проводили похороны потерявшихся и с годами забывали о них, а бедным одиночкам приходилось выживать в суровых условиях и бороться с природой, постепенно превращаясь в диких существ. Мифология: чукотская Тип: демон Особенности: приносит болезни, охотится за человеческими душами В чукотских историях можно часто встретить упоминания об этих маленьких злых демонах. Обычно их размер – не больше пальца, они голые, а их кожа цвета сырого мяса. При этом, иногда Кель может вырастать до огромных размеров: то летать как комарик, то возвышаться как гора. Также они могут проникать в человеческое тело и порождать нарывы и язвы. Поэтому существуют разные виды Кель: духи кашля, сифилиса, колик и других болезней. Мифология: юкагирская Тип: главный злой дух Особенности: похищает души людей в нижний мир По поверьям юкагиров, Сатана или Острая голова является главным хозяином в нижнем мире. Фигура у него как у человека, только голова длинная, острая и может достигать до полуметра в длину. Лицо очень узкое, шириной в четыре пальца, глаза маленькие, круглые и черные, как тьма. Иногда его описывают также как трехпалого демона, так как он оставляет следы на снегу, подобные вороньим. Несмотря на скверную историю и недоброжелательную внешность, юкагиры считали, что Острая голова является также их праотцом. Мифология: эвенская Тип: главный злой дух Особенности: приносит болезни и смерть, может перевоплощаться в любой момент Злой дух с милым именем Аринка во многом похож на эвенкийского Харги и, скорее всего, является его прототипом. Аринка тоже правит в нижнем мире и приносит людям болезни и смерть. Эвены говорят, что этот злой дух очень хитрый и подлый. Он может перевоплощаться в любой момент в любое существо. Обычно он ходит в обличии мужчины, за которого девушки охотно выходят замуж. В одной легенде говорится, что он принимает облик мальчика, затем перевоплощается в старика с кривыми ногами, растрепанными волосами, ртом до ушей и глазами разной формы и размера. Также Аринка способен красть людей. Эвены даже шили специальные шапочки со звериными ушками для детей, чтобы злой дух не смог отличить их от животных. Мифология: долганская Тип: связующий между нижним и средним мирами Особенности: лечит тяжелобольных, способен разговаривать с мертвыми и духами Мифология долганов во многом совпадает с якутской. Как и представители народа саха, долганы верили в абааhы, сюлюкюнов и шаманов. По их преданиям, будущий шаман начинал слышать и видеть то, что было недоступно другим, примерно с 10 лет. Ребенок мог вести себя очень странно: то громко петь, то целыми сутками спать, то уходить один в тундру. Такие странствия продолжались до полугода. Мальчик возвращался в оборванной одежде, голодный и сильно похудевший. Становились шаманами после особенного ритуала камлания: тело избранника «разрубали» на куски, и новоиспеченный шаман должен был съесть собственную плоть. Только после этого он мог путешествовать по мирам и видеть то, что другим людям недоступно. Над проектом работали Текст: Юлия Шадрина Художник: Дария Татаринова Фотограф: Альбина Богдокумова Анимация: Диана Слепцова Перевод на английский язык: Юэн Даниэль Джонс Перевод на якутский язык: Сайыына Кларова Звукорежиссер: Илья Петухов Текст на русском языке читали: артисты ГАРДТ им. А.С.Пушкина - Дмитрий Трофимов, Мария Ларина, Елена Сулак, Иван Мишагин, Илья Шумкин, Александр Кабунов, Андрей Габышев Текст на якутском языке читали: Лия Барбасытова, Алексей Лукин Текст на английском языке читал: Юэн Даниэль Джонс Координаторы: Петр Васильев, Екатерина Карпухина, Виктория Сунтхавонг, Екатерина Малиновская, Екатерина Бурцева Партнеры: Исторический парк «Россия – Моя История», ГАРДТ им. А.С.Пушкина, в сборе историй помог проект Дмитрия Михайлова «Страшные истории Якутии» Мультимедийную выставку работ можно увидеть с 31 октября по 10 ноября 2019 года в основном зале исторического парка «Россия – Моя История» в городе Якутске. 2019 г.