Общество |

Сеть морских метеостанций появится в Арктической зоне РФ

Сеть морских метеостанций появится в Арктической зоне РФ Фото: пресс-служба ААНИИ

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) к 2024 году развернет новую высокоточную гидрометеорологическую сеть в морской и прибрежной частях российской Арктики на основе дрейфующих буев, передает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на пресс-службу учреждения.

Это позволит существенно повысить точность прогнозов для безопасной навигации на протяжении Северного морского пути и откроет новые возможности для научных исследований. Проект реализуется ААНИИ в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» и программы Росгидромета по модернизации наблюдательной сети в Арктической зоне России.

Так, до 2024 года современные дрейфующие и стационарные измерительные приборы отечественного производства будут установлены в акваториях всех морей российской Арктики, включая трассы Северного морского пути. Дальнейшее совершенствование гидрометеорологической сети предусмотрено планом развития Севморпути и продолжится до 2035 года.

«Особое внимание будет уделено модернизации пунктов метеонаблюдений в Восточном секторе Арктики, включая самые удаленные от материка части морей и островные точки. Это направление является наиболее важным с точки зрения наращивания масштабов круглогодичного судоходства по Севморпути. На данный момент установлены 7 дрейфующих метеостанций, в 2023 году будут размещены еще 42. Таким образом количество метеостанций будет увеличено в шесть раз», – приводятся слова директора ААНИИ Александра Макарова.

По словам руководителя института, покрытие всей зоны Северного морского пути и прилегающей части Арктического бассейна дрейфующими и стационарными метеостанциями позволит получать ежечасные прямые наблюдения о ледовых и метеорологических параметрах в регионе. Александр Марков отметил, что с учетом скорости передачи данных можно будет практически в онлайн-режиме уточнять маршруты судов и делать высокоточные численные прогнозы для будущих рейсов.

Наличие в арктических условиях высокоточной системы метеонаблюдений, соответствующей международным и отечественным стандартам – важнейшая составляющая безопасности судоходства, прибрежной деятельности и научных работ в этом суровом климате.

Так при помощи дрейфующих метеостанций информация о температуре воды и воздуха, атмосферном давлении, процессах теплообмена, оценкам толщин снежного и ледового покровов и дрейфе льда ежечасно передается с дрифтеров по спутниковой связи и позволяет корректировать модельные расчеты погоды и маршруты судов с учетом данных об усилении ветра и волнения, возможности обледенения судов.