Экономика |

Павел Петров принял участие на круглом столе Госдумы по проекту ФЗ «О северном завозе»

Павел Петров принял участие на круглом столе Госдумы по проекту ФЗ «О северном завозе» Пресс-служба Госсобрания (Ил Тумэн)

Павел Петров принял участие на круглом столе государственной думы по проекту федерального закона «О северном завозе», передает телеканал «Якутия 24».

Круглый стол состоялся в рамках выездного совещания комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики в Чукотском автономном округе под председательством депутата Николая Харитонова. В заседании круглого стола приняли участие свыше 50 участников, представителей законодательных органов государственной власти, исполнительных органов РФ и регионов в режиме видеоконференцсвязи.

От Якутии на круглом столе Госдумы принял участие председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров.  Тема круглого стола, проведенного в Анадыре: «О ходе реализации и необходимых мерах правового регулирования доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов («северный завоз»)».

«Мы уже познакомились с целым рядом предприятий и организаций Чукотского автономного округа, побывали в поселке Эгвекинот, где провели выездное совещание по проблемам северного завоза. Поэтому нам есть о чем говорить на круглом столе», — отметил председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

В мероприятии приняли участие врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, председатель думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко, Гаджимагомед Гусейнов – первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, руководители отраслевых министерств.

Для проведения круглого стола по проблемам северного завоза, Чукотский автономный округ был выбран не случайно. ЧАО входит в Арктическую зону РФ и является важнейшим участком Северного морского пути, 10 % всего объема северного завоза приходится на Чукотку.

Как отметил Николай Харитонов, здесь задействованы три правовых режима: территория опережающего развития; свободный порт «Владивосток» и специальный режим Арктической зоны РФ. В общей сложности в них реализуется 94 проекта с объемом инвестиций почти в 800 миллиардов рублей. В рамках северного завоза на Чукотку ежегодно поставляется свыше 22 тысяч тонн только жизнеобеспечивающих грузов.

«Необходимость введения специального правового регулирования северного завоза и механизмов ее государственной поддержки более 25 лет неоднократно отмечалось законодательными и исполнительными органами государственной власти всех уровней. Территория северного завоза располагается в 25 субъектах РФ и характеризуется сложными природно-климатическими условиями, отсутствием собственной производственно-технологической базой для производства жизненно важных товаров, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры. Ежегодно на территории северного завоза реализуется комплекс мероприятий в рамках которого поставляется порядка трех с половиной миллионов тонн различных товаров для жизнеобеспечения трех миллионов жителей», — охарактеризовал ситуацию с северным завозом председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Как отметил врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, 97 % грузов, а это более 22 тысячи тонн продуктов питания, уголь, ГСМ, завозится за короткий срок морской навигации, два-четыре месяца, а сроки завоза грузов к нам не регламентированы. Отсюда высокие цены по логистике.

«В будущем федеральном законе о северном завозе вопросы регламентирования срока завоза грузов, как и вопросы финансирования, будут предусмотрены. А для жителей Арктики это будет удешевление продуктов и товаров. В итоге, будем иметь ритмичные поставки товаров, дешевые цены на товары и услуги. Уверен, что закон определяющий жизнь и благополучие наших граждан, будет принят», — сообщил Кузнецов.

Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, отметил, что «инициатива разработки федерального законопроекта о северном завозе исходила от обеих палат федерального собрания. Депутаты государственной думы, сенаторы РФ обратились к президенту России Владимиру Путину о необходимости разработки и принятия такого федерального закона. Во исполнение поручения главы государства, нами была начата работа над проектом федерального закона о северном завозе».

По словам первого заместителя федерального министра Минвостокразвития, законопроект структурирует подходы всех органов государственной власти к организации северного завоза; создает единого координатора на федеральном уровне; единые подходы и правила к осуществлению северного завоза, при этом, не снижая уровень ответственности регионов, добавляет роль координатора.

«Безусловно, эти поправки к законопроекту нужны и востребованы, в первую очередь, для жителей Арктической зоны РФ. Основная цель закона о северном завозе – это надежность, быстрота, а самое важное — снижение стоимости северного завоза», — подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.

Отдельно он отметил продуктивную работу главы Якутии Айсена Николаева, народных депутатов республики по внесению предложений в проект федерального закона о северном завозе.

От Госсобрания (Ил Тумэн) в выездном заседании комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики по проекту закона «О северном завозе» принял участие народный депутат республики, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров. Он подчеркнул, что, в  целом, разработчиками законопроекта, пожелания Якутии услышаны.

«Концептуально мы поддерживаем законопроект. Государственным собранием (Ил Тумэн) республики официально была внесена таблица поправок в порядке рассмотрения проекта федерального закона ко второму чтению. Мы предлагаем следующие поправки к законопроекту:

— Предлагаем ввести в законопроект реестр участников северного завоза, утверждаемый федеральным координатором северного завоза.

— Предоставить право субъектам РФ устанавливать предельные значения цен на грузы первой категории вне зависимости от оказания государственной поддержки участникам северного завоза;

— Дополнить полномочия субъектов РФ правом устанавливать тарифы и надбавки к ценам на грузы первой категории, их перевозку и хранение, цен на продукты, изготавливаемые из грузов первой категории. А также порядок регулирования таких цен и методики их расчетов.

Наши предложения исходят из следующих факторов. Груз, перевезенный в рамках северного завоза, может реализовываться по всему пути следования до конкретного населенного пункта внутри республики. Следовательно, необходимо решить вопрос о цене груза по всей цепочке его реализации. В противном случае может сложиться ситуация, когда цены на грузы будут установлены, но когда они доходят до конечного прилавка в виде товара, снижения цен не произойдет, а основную прибыль получат посредники.

Кроме того, товары, отнесенные к грузам первой категории, например, мука и другие, могут использоваться для производства продукции. Законопроектом установление цены на эти товары не предусмотрено. Соответственно они могут реализовываться по свободным ценам, в том числе превышающим экономически обоснованный уровень.

Далее, в настоящее время субъекты РФ, расположенные в районах Крайнего Севера, могут устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на ГСМ, но при этом не имеют права утверждать тарифы на хранение и приемо-складские услуги. Однако основная часть доходов предприятия, реализующего ГСМ, поступает именно от реализации данных услуг, что влияет на конечную цену на ГСМ.

По дополнительным полномочиям субъектов Крайнего Севера нет федеральных порядков и методик. Есть разъяснения ФАС, что в данных сферах субъект имеет право издавать свои нормативно-правовые акты и методики. Поэтому предлагается узаконить данное право субъектов.

— Предлагается предусмотреть, что не только субъект РФ, но и Правительство РФ оказывает государственную поддержку собственникам объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования, включенных в перечень объектов опорной сети северного завоза.

Наиболее острыми проблемами в настоящее время являются недостаточность и износ емкостного парка под размещение наливных грузов для нужд энергетики, коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, а также отсутствие мест перевалки и хранения грузов.

В Якутии основными региональными операторами по доставке нефтепродуктов и продовольствия являются АО „Саханефтегазсбыт” и АО „Якутоптторг”. Данные предприятия сегодня реализуют проекты по ремонту и строительству нефтебаз и строительству 13 торгово-логистических центров в арктических районах республики. Стоимость данных работ по АО „Саханефтегазсбыт”, по предварительной оценке, составляет более 13 миллиардов рублей. В 2023 году из федерального бюджета планируется выделение средств в размере 300 миллионов рублей. Торгово-логистических центры также строятся при поддержке средств федерального бюджета в размере 914,3 миллионов рублей на 2022-2024 годы.

— Предлагается установить, что правительство предоставляет субсидии участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов первой категории, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В связи с этим предлагаем конкретизировать вид субсидий из федерального бюджета предоставляемых участникам северного завоза на завоз грузов первой категории».

Поставленные парламентом Якутии предложения к проекту ФЗ «О северном завозе» ко второму чтению, председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов назвал очень полезными, учитывая практический опыт Якутии по северному завозу. Будем анализировать и работать дальше над проектом федерального закона, подчеркнул он.

Рекомендации круглого стола по проекту федерального закона о северном завозе были приняты единогласно. Напомним, 22 марта 2023 года проект был принят Госдумой в первом чтении. Сейчас ведется работа над ним в рамках второго чтения.