Экономика |

Государственной Думой принят Федеральный закон «О северном завозе»

Государственной Думой принят Федеральный закон «О северном завозе» Фото: rg.ru/Андрей Паршин

20 июля 2023 года на пленарном заседании ГД рассмотрен и принят федеральный закон «О северном завозе». Он поддержан единогласно — 394 голоса «за». До настоящего времени деятельность в сфере северного завоза не была законодательно урегулирована: отсутствовали системный подход к его организации и осуществлению на федеральном уровне и полная статистическая информация об объемах и маршрутах перемещения грузов, передает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на пресс-службу Ил Тумэна.

«В первую очередь, на что хотелось бы обратить внимание – это порядок оказания финансовой поддержки участникам северного завоза, определенный законопроектом. Так, он предусматривает категорирование грузов северного завоза для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. После вступления в силу данного закона у нас будет отсутствовать право оказывать финансовую поддержку из бюджета республики. Отныне завоз жизненно важных товаров будет являться финансовым обязательством федерального центра. Это важный шаг для повышения качества жизни северян», — отметил Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексей Еремеев.

Спикер подчеркнул, что сегодня ставится цель вдохнуть новую жизнь в суровые и удивительные земли Якутии, открыть новые возможности для её населения и сделать Крайний Север притягательным для людей.

Отметим, что по проекту федерального закона «О северном завозе» Республика Саха (Якутия) провела планомерную, системную работу. Так, в сентябре 2022 года в Якутске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и заседание Экспертной группы по разработке Федерального закона о северном завозе.

Ко второму чтению проекта ФЗ «О северном завозе» и связанном с ним проекте ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» парламент Якутии внес соответствующе поправки.

Народные депутаты Якутии во главе с Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Алексеем Еремеевым активно участвовали в работе круглых столов, в рабочих совещаниях по проектам ФЗ, касающихся развития регионов Арктической зоны РФ.  Правительство РФ внесло законопроект в ГД 22 февраля текущего года. 22 марта проект ФЗ «О северном завозе» был принят в первом чтении. Поправки к нему ко второму чтению поступили 12 июля.

Проект ФЗ представил председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

«Это очень важный законопроект, касающийся жизнеобеспечения территорий 25 регионов Российской Федерации, территорий с ограниченными сроками завоза грузов. Законопроект включен в перечень инициатив, направленных на реализацию Посланий Президента Российской Федерации», — отметил председатель профильного комитета ГД, представляя законопроект «О северном завозе» на заседании Государственной Думы.

«Хочу подчеркнуть, что это не просто поправки правительства, а результат работы экспертной группы, куда вошли представители заинтересованных федеральных органов власти, наш комитет, а также наши коллеги, депутаты Государственной Думы от Якутии. При этом скажу, что около 55 процентов всего северного завоза приходится как раз именно на Республику Саха (Якутия). В результате проделанной совместной работы нам удалось получить документ, который, по общему признанию, стал системным, стройным, простым и понятным для правоприменения», — подчеркнул председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики значимость и важность работы над проектом федерального закона о северном завозе.

Федеральным законом «О северном завозе» устанавливаются критерии отнесения к территориям северного завоза и порядок его регулирования. Перечень таких территорий, а также критерии его формирования, определит Правительство РФ.

Единым федеральным координатором северного завоза определено Минвостокразвития. Под северным завозом предлагается понимать комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. Документ дает определения понятиям «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов».

Также вводится понятие единого морского оператора северного завоза: определенное Правительством РФ юридическое лицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Срок его полномочий составит 15 лет. Дату начала работы единого морского оператора определит Правительство не позднее 1 января 2026 года.

Документ вводит три категории грузов северного завоза для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. К первой категории относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания, ко второй — грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей — остальные грузы.

Документ также вводит институт планирования северного завоза грузов первой и второй категорий. План будет формироваться ежегодно на трехлетний период, его будет утверждать Минвостокразвития. Новые нормы вступят в силу 1 апреля 2024 года.