Общество, Популярное |

Евгений Григорьев рассказал, как намерен победить вечные проблемы Якутска – пыль и неблагоустроенность

Евгений Григорьев рассказал, как намерен победить вечные проблемы Якутска – пыль и неблагоустроенность Фото: пресс-служба мэрии Якутска

Мэр столицы республики Евгений Григорьев поделился, как намерен победить вечные проблемы города – пыль и неблагоустроенность, передает информационный портал «Якутия 24» со ссылкой на «ФедералПресс».

Что, на ваш взгляд, является главным недостатком Якутска?

— Это не недостаток, а скорее особенность, которая в некоторых условиях становится преимуществом: климат и географическое положение. Якутск – крупнейший город в мире, расположенный в зоне вечной мерзлоты, в самых суровых климатических условиях. Другого такого города, в котором сезонные перепады составляют до 100℃ (от +40 летом и до –60 зимой), нет.

Якутск расположен на левом берегу реки Лены, и в период межсезонья, осенью и весной, город два-три месяца в году фактически находится в транспортной изоляции от федеральной автодороги «Лена»: с мая по октябрь действует паромная переправа, с декабря по середину апреля – ледовая переправа. Это большие дополнительные расходы на логистику и склад, необходимость закупать поставляемые извне товары заблаговременно.

В отличие от российских городов с умеренным климатом, у нас очень короткий строительный сезон. Природно-климатические условия накладывают различные ограничения на хозяйственную деятельность и жизнь людей, предъявляют повышенные требования к надежности всех систем жизнеобеспечения – тепло-, водо- и энергоснабжения.

Довольны ли вы количеством и состоянием общественных пространств?

— Безусловно, нет. В Якутске не хватает зеленых пространств, парков и скверов, хорошего уличного озеленения. Отчасти это опять же связано с климатом, но в большей мере – с антропогенной деятельностью, бедностью и засоленностью почв, да и в целом не уделяли этому вопросу должного внимания раньше.

В этом направлении наш город ждут хорошие изменения в ближайшие годы благодаря реализации мастер-плана Якутска до 2030 года, поддержанного Владимиром Путиным. Сегодня строятся набережная Романа Дмитриева, набережная главного городского озера Сайсары, идет реконструкция площади Ленина, началась реконструкция городского парка культуры и отдыха со строительством аквапарка. В части озеленения с 2023 года мы начали постепенно переходить на профессиональный уход за зелеными насаждениями, разрабатываем единые стандарты озеленения. Уверен, через несколько лет результаты будут видны горожанам.

Как оцениваете состояние дорог в Якутске?

— Объективно оно в два раза лучше, чем пять лет назад – до начала реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»: доля городских дорог в нормативном состоянии выросла с 33 до 73%. За пять лет, с 2019 года, мы отремонтировали, реконструировали и построили более 160 км дорог и улиц. Улицы – это не только проезжая часть для машин, но и более 50 км новых тротуаров для пешеходов, 15 км велодорожек, которых раньше в Якутске вообще не было, а также тысячи опор уличного освещения. В пригородах Якутска мы заасфальтировали дороги, которые не видели ремонта с советских времен.

Недовольство части автомобилистов связано с тем, что во время летнего ремонта перекрываются дороги и образуются пробки. Также у отдельных подрядчиков возникали проблемы с качеством проведенных работ, которые мы решаем по гарантийным обязательствам.

В целом по мастер-плану до 2030 года мы должны привести в нормативное состояние сто процентов городских улиц и добиться стопроцентного уличного освещения. Улучшить сохранность городских дорог в условиях вечной мерзлоты поможет система ливневой канализации, которую также планируется построить в ближайшие 5–6 лет.

Устраивает ли вас уровень чистоты и благоустройства?

— Здесь бы я выделил две основные проблемы – обращение с твердыми коммунальными отходами и высокий уровень запыленности в летнее время. Первая проблема будет решена с началом эксплуатации нового полигона ТКО. Он уже построен, но начнет использоваться только после ввода мусороперегрузочной стации, которая также строится в рамках мастер-плана. Существующий полигон ТКО давно исчерпал свои мощности, и после начала работы нового полигона должен пройти рекультивацию.

Пыль, от которой страдают многие горожане в летнее время, во-первых, связана с особенностями эксплуатации дорог в зимнее время. Проезжая часть улиц при гололеде у нас посыпается речным песком, а не химическими реагентами, как в других городах. Конечно, его затем собирают механическим способом и дорожными пылесосами, но часть остается. Другой источник пыли – это неасфальтированные проезды и дворы жилых кварталов, частного жилого сектора, с которых грунт на колесах автомашин выносится на прилегающие улицы и превращается в пыль.

За последние три года мы провели рекордный объем работ по дворовым территориям жилых домов – отремонтировали и заасфальтировали 128 дворов, это в разы больше, чем делали раньше. По мастер-плану города до 2030 года мы отремонтируем более 380 дворов. Мы также ведем ускоренное обновление коммунальной и дорожной техники муниципальных предприятий, что позволяет нам лучше убирать город. В наших ближайших планах также восстановление прочности городских озер и городского канала, что улучшит качество воды и атмосферы в нашем городе.

Какая обстановка в городе с безнадзорными животными?

— Проблема безнадзорных животных в городе не решена окончательно, но есть определенные улучшения. Количество заявок от горожан на отлов безнадзорных собак снизилось почти втрое – с 6,5 тысячи в 2022 году до двух тысяч в 2023 году. Работа по заявкам ведется в ежедневном штабном режиме, на отлове животных работают шесть бригад. За это время существенно снизилось количество нападений собак на горожан, обращений людей в медучреждения с укусами. По статистике, сегодня большинство укусов совершают хозяйские собаки, выпущенные на самовыгул.

Совместно с департаментом ветеринарии еженедельно в разных районах Якутска проводятся рейдовые мероприятия, выявляются безответственные хозяева, отпускающие своих собак погулять, составляются административные протоколы за нарушения правил содержания домашних животных, налагаются штрафы. Но работы в этом направлении еще много.

Жители Якутска жалуются на работу маршрутных автобусов, обоснованны ли данные жалобы?

— Якутск, как и многие другие города России, вступил в период реформ общественного транспорта и сталкивается со схожими проблемами. В 2022 году была разработана новая схема движения на основе научного исследования, анализа основных потоков движения пассажиров, стратегии территориального развития города, появления новых центров притяжения. Схема была размещена на специальном сайте, где принимались различные предложения от горожан, всего поступило более трех тысяч. К ее реализации мы де-факто уже приступили.

В 2022–2023 годах проведено обновление автобусной техники, приобретено в лизинг 150 новых автобусов большого и среднего классов. Осенью 2022 года в Якутске был запущен первый муниципальный магистральный маршрут. В начале этого года запустили еще один муниципальный маршрут. Людям нравятся просторные, комфортабельные автобусы, которые пришли на смену устаревшим и тесным пазикам. И мы будем продолжать эту работу.

До этого времени, поясню, в течение почти 30 лет, общественными перевозками в городе занимались только частные предприниматели, спасибо им большое за это. При этом в силу неравномерности пассажиропотоков на разных маршрутах рентабельность может отличаться в разы. Это привело к уходу из отрасли многих предпринимателей. У них нет средств на обновление техники и нормальную заработную плату водителям. Таким образом, сегодня дефицит водительских кадров в общественном транспорте составляет около 200 человек. Часто в случае болезни водителя или поломки автобуса замены нет, что вызывает увеличение интервалов движения и справедливое недовольство людей.

Мы работаем над повышением престижа профессии водителя автобуса, увеличением заработной платы в муниципальном предприятии. Есть бесплатное обучение на категорию «Д» для желающих трудоустроиться водителей, предусмотрены другие социальные льготы на уровне муниципалитета.

Частным предпринимателям выдаются субсидии при покупке новых автобусов в лизинг, предоставляются льготные займы на эти цели из городского фонда поддержки предпринимательства. Реформирование системы общественного транспорта в рамках реализации мастер-плана города предполагает закупку более 200 автобусов большого и среднего классов. Мы также продолжим активное строительство теплых автобусных остановок, что является насущной необходимостью для пассажиров в зимний мороз.

Комфортабельный и надежный общественный транспорт – это неотъемлемая часть любого современного быстрорастущего города. Поэтому данное направление остается приоритетным в работе городских властей на ближайшие годы.