Авторский взгляд, Культура, Популярное |

День российского кино: Одни из самых лучших и титулованных отечественных фильмов

День российского кино: Одни из самых лучших и титулованных отечественных фильмов

Профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в России ежегодно отмечается сегодня, 27 августа. На счету у отечественного кинематографа пять премий «Оскар», четыре венецианских «Золотых льва» и одна каннская «Золотая пальмовая ветвь».Информационный портал «Якутия 24» подготовил специальную подборку российских и советских кинолент, вошедших в престижные мировые списки.

Премия «Оскар»

Первой статуэткой «Оскара» для советского кино стала документальная лента об обороне Москвы и контрнаступлении Красной Армии «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова.

Иосиф Сталин осенью 1941 года при подготовке к известному сражению дал распоряжение «заснять все это на пленку и сделать хороший фильм». Как позже вспоминал Леонид Варламов, все понимали, что фильм нужно снять в короткие сроки — чтобы разрушить миф о непобедимости немцев и поднять боевой дух соотечественников.

В 1942 году картина получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм.

Экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» (1966) от режиссера Сергея Бондарчука увидели более 58 млн человек. Шестичасовую эпопею снимали на протяжении почти семи лет и ее бюджет составлял порядка $100 млн по ценам того времени. Но все вложения окупились: кинолента стала первым художественным фильмом, удостоившимся премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Следующую статуэтку «Оскара» СССР получил благодаря японскому режиссеру Акире Куросаве, снявшему фильм «Дерсу Узала» (1975). Картина повествует о путешествии ученого и писателя Владимира Арсеньева по тайге в компании местного охотника Дерсу Узалы. Примечательно, что фильм был удостоен не одной, а двух статуэток. Один «Оскар» отдали Японии, а второй забрал СССР.

Картина о трех провинциалках, приехавших покорять столицу, известна многим. Фильм «Москва слезам не верит» (1979) Владимира Меньшова увидели более 90 млн зрителей — это один из самых высоких показателей за всю историю советского кинопроката. Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар».

Драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994) о семье привилегированного комдива накануне Большого террора является пока что единственным отечественным фильмом, получившим «Оскар» после распада Советского Союза. Помимо этого, кинолента стала обладателем Гран-при 47-го Каннского фестиваля, Государственной премии Российской Федерации и Гран-при «Янтарная пантера» Международного кинофестиваля Балтийских государств.

Премия «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

Помимо «Оскаров» наша страна не раз была удостоена премии Венецианского кинофестиваля.

Первый «Золотой лев» был вручен Андрею Тарковскому за фильм «Иваново детство» (1962). Картина повествует о 12-летнем мальчике, лишившемся родителей в годы Великой Отечественной Войны. Детство Ивана закончилось, и он уходит в воинскую часть для того, чтобы стать разведчиком.

«Урга — территория любви» (1991) — совместный советско-французский кинофильм режиссера Никиты Михалкова стал вторым обладателем главного приза Венецианского кинофестиваля. Фильм является трагикомической притчей про дружбу монгольского пастуха и русского шофера.

Следующие два «Золотых льва» Венецианского кинофестиваля попали в руки к Андрею Звягинцеву за его фильм «Возвращение» (2003). Картина была удостоена не только главного приза, но и приза за лучший дебют.

Фильм рассказывает о взрослении и инициации. Спустя 13 лет в жизни двух мальчиков впервые появляется отец. Незнакомец велит называть себя папой и один за другим преподносит ошарашенным братьям жизненные уроки.

Премия «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля

На счету отечественного кино пока лишь одна победа в Каннах. «Золотую пальмовую ветвь» завоевала мелодрама «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова. Признанный шедевр советского киноискусства о судьбах людей во время войны. В центре фильма — влюбленные, которые оказались разлучены навсегда. «Летят журавли» был первым фильмом о Великой Отечественной войне, который рассказывал не о фронтовых событиях и не о подвиге советских солдат, а о переживаниях обычных людей, оставшихся в тылу.

Вклад Якутии в мировое кино

Ни для кого не секрет, что Якутия является одним из самых перспективных регионов в сфере кинематографа. Так, фильм якутян Максима и Евгении Арбугаевых «Выход» (2022) был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный короткометражный фильм».

Картину сняли в разгар пандемии в 2020 году, съемки длились в течение трех месяцев. Фильм рассказывает о полевом сезоне морского биолога Максима Чикалева на побережье Северного Ледовитого на Чукотке. Исследователь северной фауны на протяжении десяти лет наблюдает за самым большим на планете лежбищем моржей.

В общей сложности «Выход» показывали на 30 международных площадках. Фильм был признан лучшим короткометражным документальным фильмом на премии IDA Documentary Awards в Лос-Анджелесе, удостоен приза памяти Дани Гуревича «За лучшую операторскую работу» на кинофестивале «Послания к человеку», специального упоминания жюри на фестивале документального кино «Флаэртиана», ХХIII Национальной Премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь».

Текст: Марго Уразгельдеева