Нулевая презентация закона о северном завозе прошла в Госдуме РФ 27 октября, в обсуждении участвовали представители 25 субъектов страны, передает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на «Клуб регионов».
Данный законопроект имеет стратегическое значение, так как вводит понятие опорной инфраструктуры северного завоза и регулирует важнейшую область хозяйствования. Ключевым аспектом является определение приоритетности грузов для портов и транспортных компаний.
Минвостокразвития РФ доработает документ с учетом новых предложений и замечаний, а затем передаст его в правительство РФ. Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов отметил, что 50% северного завоза приходится на Якутию, 17–18% – на Камчатский край, 8–10% – на Чукотку, остальное распределяется между другими субъектами РФ.
«Думаю, к марту 2023 года этот закон может быть принят, он многие узлы развяжет, и многие вопросы будут решаться оперативнее, эффективнее», — приводятся слова Николая Харитонова.
В Якутии уже 20 лет работает система завоза продовольствия на базе предприятия «Якутоптторг», которое в течение года поставляет социально значимые продовольственные товары в арктические и труднодоступные населенные пункты республики разными видами транспорта – водным, авто и авиа.
В регионе накоплен большой опыт завоза продуктов через единого оператора, а также через другие компании, поставляющие топливо, оборудование, стройматериалы. Кроме того, Якутия стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза. Этот проект направлен на выстраивание оптимального маршрута и определение стоимости поставок. После успешного тестирования на территории республики он будет распространен и на другие субъекты Арктической зоны России.
Якутия всегда сама занималась завозом, поэтому Айсен Николаев допускает, что одна из местных компаний могла бы взять на себя роль единого федерального оператора. К примеру, Ленское объединенное речное пароходство доставляет грузы на Чукотку, в районы Красноярского края и в другие регионы.
Северная республика является одним из основных инициаторов законодательного регулирования северного завоза на федеральном уровне. Объем средств всех отраслей экономики, направляемых на опережающий завоз грузов, оценивается в 375 миллиардов рублей, что составляет почти четверть валового регионального продукта.
Ранее в сентябре этого года на Восточном экономическом форуме глава Якутии внес несколько предложений.
«Выделение средств из федерального бюджета на возмещение расходов на уплату процентов по банковским кредитам юридическим лицам – участникам северного завоза; предоставление госгарантий и бюджетных кредитов РФ системообразующим организациям – участникам северного завоза; предоставление субсидий на компенсацию экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с ростом цен на жидкое и твердое топливо», – перечислил Айсен Николаев свои инициативы.
Также он предложил законодательно закрепить понятие «сезонная автомобильная дорога» в проекте федерального закона и расширить субсидирование стоимости доставки топлива железнодорожным транспортом для Дальнего Востока, в зависимости от направлений, добавив в перечень субсидируемых станции Сибирского федерального округа. Депутат Госдумы, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Владимир Новиков считает, что инициативы республики могут быть поддержаны.
«Решения о компенсации расходов и по другим вопросам, о которых говорил глава Якутии, могут быть приняты, так же как они принимались по грузам, транспортируемым на Дальний Восток по железной дороге», – поделился он.