Девять берестяных грамот не так давно обнаружили на раскопках на пересечении улицы Каландаришвили и переулка Марка Жиркова в столице республики. Это первая находка подобного рода на Дальнем Востоке и подробнее о ней 24 июля рассказал археолог-специалист научно-производственного объединения «Северная археология-1», начальник раскопа Иван Фролов, сообщает информационный портал «Якутия 24».
Начало раскопок
Как пояснил археолог, раскопки ведут на территории Якутского острога 1680 года постройки. Однако, трудам в полях предшествовали работы, проведенные с архивными документами.
«Перед началом полевых работ были проведены изыскания по архивам, наложение произведено исторических планов и как уже было отмечено, одной из главных задач нашей было нахождение остатков архитектуры якутского острога. Прежде всего фортификации башни и двух стен. На данный момент, пока остатки фортификации не выявлены, но мы рассчитываем найти южную стену острога, которая вела к Троицкому собору», — обозначил цель раскопок Иван Фролов.
Так, археологи нашли не только запланированную часть Якутского острога, но и еще две постройки, относящиеся к нему, и предварительно датировали их 17 веком.
Основываясь на исторических планах, ученые предположили, что на эти постройки — это воеводские подвалы, так как они углублены в землю более чем на один метр. Интересно, что эти строения слажены из судовых деталей кораблей, на которых прибывали освоители Якутии.
Так, при разборе заполнения постройки №12 обнаружили уникальную первую на Дальнем Востоке берестяную грамоту.
О значимости берестяных грамот как археологических находок
Как пояснил Иван Фролов, долгое время считалось, что жители городов России были малограмотны по сравнению с европейскими бюргерами.
«Был такой стереотип. И в качестве аргументов приводилось то, что в Европе, во Франции, Германии, в Австрии сохранилось много бытовых документов, юридических прежде всего, относящихся к эпохе Средневековья», — представил исторический фон археолог.
Все изменилось, когда советские ученые нашли первую берестяную грамоту в 1951 году, проводя раскопки в Новгороде. С тех пор в исторических пластах городов России были обнаружены более тысячи берестяных грамот. При этом, частота таких находок снижается по мере движения на восток страны, а на Дальнем Востоке их вообще до недавнего времени не было.
Уникальность найденных грамот
Отдельно ученый высказался об уникальности этих найденных в Якутске грамот.
«Во-первых, это самые восточные грамоты, первые на Дальнем Востоке. Во-вторых, мы нашли не одну грамоту, а на сегодняшний день у нас девять грамот. Возможно, это части одного документа, мы с этим разбираемся, но возможно это и фрагменты девяти разных документов. В чем еще уникальность? Дело в том, что на листах берестяных грамот мы обнаружили место склейки», — пояснил археолог.
Так, ученые предполагают, что грамоты были склеены между друг другом, формируя складную книгу с надписями на каждой из сторон.
Во-вторых, грамоты написаны чернилами, что представляет собой большую редкость, отметил Иван Фролов.
«Наши грамоты еще и самые поздние по датировке. Частично прочитаны две грамоты, это номер 1 и номер 5. И на первой грамоте есть число 170. Возможно, это указание количества ясака. Дело в том что в первой грамоте идет речь о взятии ясака соболем», — пояснил он.
Почему береста, а не пергамент
Как пояснил археолог, бересту использовали в связи с тем, что в России до 18 века не было собственных мануфактур по производству бумаги, поэтому пергамент был только привозной и его категорически не хватало.
«В архивах есть указания воеводств сибирских городов, жалобы о нехватке бумаги в делопроизводстве и понятно, что береста ходила. Она была известна промысловым людям и служивым людям, которые были грамотные. Видимо, во внутреннем делопроизводстве воеводской канцелярии она сохраняется до 18 века как наиболее удобный материал», — предположил Иван Фролов.
Как грамоты сохранились и что они из себя представляют
Археолог предположил, что грамоты попали в место, где были найдены, с выбросами сгоревшей воеводской канцелярии.
«Мы думаем, что туда сбрасывали выбросы сгоревшей воеводской канцелярии. Какой-то пожар был и вот эти документы оказались туда погребены. Возможно, они были переписаны на бумагу, возможно, это были поврежденные документы, которые сочли уже неактуальными», — поделился гипотезой Иван Фролов.
Так, грамоты попали в вечномерзлые породы, в которых и сохранились. При этом, важно их правильно высушить в распрямленном состоянии, чтобы они не треснули, а также бережно сохранить скорописные надписи от воздействия ультрафиолета, поскольку неизвестно из какого материала изготовлены чернила.
Ученый также добавил, что команда археологов рассчитывает найти новые документы на бересте.
Дальнейшая судьба грамот
Как было отмечено ранее, находки ожидают консервации и расшифровки надписей. Далее их передадут в музей археологии и этнографии СВФУ.
К осени текущего года планируется завершение работ на раскопках, где на сегодня уже обследовано около половины обозначенного участка. Также к этому сроку предполагают получить расшифровки данных с грамот, которые, возможно, могут представить новый диалект тогдашнего русского языка.
Отдельно отметим, что раскопки ведут при информационной и организационно поддержке строительной компании «УТУМ+», которая выразила готовность возвести на территории близ раскопа постройки под музей и благоустроить прилегающий сквер за свой счет.