22 Февраля 2019, Пятница, 22:17
31.01.18 15:03 | Общество

Распил по-якутски, или как ремонтируют суда в минус 50

Фото: Якутия24

За короткий период навигации в Якутии у речников стоит непростая задача — нужно успеть завести жизненно необходимые грузы в отдаленные северные районы, при этом не нанести урон судну. Ведь от его состояния зависят не только сроки, а порой и людские судьбы. Именно поэтому в зимнее время на берегу Лены в поселке Жатай трудятся работники уникальной профессии — выморозчики. Они ремонтируют суда по очень необычному методу, по крайней мере, нигде в мире подобными вещами больше не занимаются. О способе вымораживания судна и о том, как это помогает продлить срок эксплуатации судоходной техники — в репортаже корреспондента телеканала «Якутия 24».

Минус в плюс

Жатайская база технической эксплуатации флота является самым большим и мощным предприятием структуры Ленского пароходства. Вот уже на протяжении 75 лет здесь круглогодично модернизируют и ремонтируют суда. В зимнее время работа не просто ведется, она кипит. Несмотря на крепкие морозы, на открытом воздухе ежедневно с 8.00 утра до 17.00 вечера работники караванного цеха ЖБТЭФ освобождают суда из ледяных оков Лены. Это и называется выморозкой.

Выморозочные работы предусматриваются для того, чтобы произвести ремонт днище-винтового комплекса судна, либо произвести замену обшивки корпуса. Под судном распиливают лед — слой за слоем. Частота этих операций определяется температурой окружающей среды, они повторяются до тех пор, пока судно не окажется стоящим в ледяной полости — майне. Дойдя до нужной глубины, из майны вытаскивают винты, насадки и различные детали. Их доставляют в ремонтный цех. После починки их вставляют обратно.

«Нынче зима выдалась очень холодной, но это нам сыграло только на руку, — радуется крепким морозам директор ЖБТФ ОАО ЛОРПАлександр Азаров, — для выморозки это очень хорошо. Чем ниже градус, тем лучше промерзает лед, что значительно облегчает работу. Благодаря этому мы идем с опережением графиков. Мороз мешает таким структурам как котельно-сварочные работы, крановое хозяйство».

«Теплая погода нам не нужна», — заявляет начальник караванного цеха ЖБТЭФ Геннадий Суханов, за плечами которого 12 лет стажа на выморозке. Эксперт рассказывает, что работа не прекращалась даже в крещенские морозы, когда температура воздуха опустилась ниже 50 градусов.

 «Работа, конечно, трудная, но коллектив у нас хороший. Все ребята молодые, быстро работают. По своему опыту работы скажу, что технология выморозки особо не поменялась, лишь инструменты. Вот раньше были пилы „Дружба“, „Урал“. Они были громоздкие и плохо заводились. Сейчас с новыми пилами работать эффективнее, они выдерживают морозы, поэтому мы гораздо быстрее начали вымораживать суда», — поделился он.

Никакой «качалки» не надо

Пилы — пилами, а основную работу все равно приходится выполнять при помощи кайла и лопаты. Без этого здесь никак. Это подтвердил выгребающий из майны лед Артем Переверзев.

Артем является представителем династии речников. Отец — капитан, мать — повар, а сестра — радист, поэтому с выбором профессии долго думать не пришлось. Молодой человек является помощником капитана, но в межнавигационный период занимается выморозкой.

«Выморозкой занимаюсь с 2010 года. Зимой то деньги нужны, ну и вообще нужно чем-то себя занять. А еще постоянный физический труд на воздухе полезен для здоровья. Сплошная кардионагрузка и никакой спортзал не нужен. Мне совсем не холодно, наоборот жарко, потому что в движении нахожусь всегда. Замерзать просто некогда», — поделился Артем.

На одну майну приходится по одному выморозчику. За ними и за техникой безопасности следит караванный капитан.

Важна каждая мелочь

Помимо тяжелой физической работы, сложности придают теплый грунт, сточные воды и мусор, из-за которых появляются пузыри во льду. Из-за одного такого маленького пузыря воздуха в один миг могут исчезнуть результаты тяжелого и кропотливого труда. Если это не проконтролировать, майну затопит и всю работу придется выполнять заново.

Такая участь постигла эту трехметровую майну. Сначала здесь откачают всю воду, затем лед начнут наращивать при помощи мощного вентилятора. Проморозить ее необходимо до февраля. Затем начнется традиционный процесс — слой за слоем.

Во избежание такой ситуации, караванный капитан обходит каждую майну и буром пробивает лед, чтобы выпустить воздух. Затем туда вставляются чопики — деревянные пробки.

Всего в этом году работами охвачено 37 единиц флота. С середины ноября 2017 года бригадой работников из 16 человек уже выполнено 61% работ. 21 единица флота находится в технической готовности. До конца февраля осталось выморозить 16 единиц.

За 75 лет работы ЖБТЭФ замену выморозке в Якутии еще не нашли. Этот способ не такой затратный, как подъем судов, да и климатические особенности наоборот благоприятствуют работе. Поэтому навыки выморозчиков еще не раз пригодятся для того, чтобы теплоходы и наливники вновь и вновь могли в полной мере осуществлять перевозки и завоз грузов в районы республики.

Комментарии: 0
Написать комментарий
156