27 Июня 2019, Четверг, 16:17
28.05.19 08:43 | Наука | 144

В Австралии обнаружен гриб, который умеет «добывать» золото

Фото: CSIRO

Розовый гриб, который «украшает» себя микрочастицами золота, обнаружен в шахтах Западной Австралии. Об этом открытии сообщил журнал Nature Communications, накануне опубликовавший отчет о последнем исследовании ученых из Австралийского государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO).

Как заверяют ученые, гриб, найденный близ Боддингтона, в 130 километрах к юго-востоку от Перта, — один из штаммов давно известного фузариума остроспорового. Однако, в отличие от своего родственника, он может принести немалую пользу человечеству, помогая «добывать» золото из остатков пород, а еще из сточных вод или даже электронных отходов.

«Если внимательно рассмотреть почву в наших золотоносных районах, там можно найти множество грибков. Мы изучили их и обнаружили вот этого розового приятеля, который способен производить вещества, растворяющие золото и превращающие его обратно, в твердые частицы. Другими словами, если за ним понаблюдать, то можно увидеть, как на поверхности гриба оседает чистое золото», — рассказал автор и геомикробиолог Цинг Боху из CSIRO.

Его команда провела массу лабораторных исследований, экспериментов и компьютерных визуализаций для того, чтобы понять, как и для чего грибок «добывает» золото из окружающей среды. «В основе этой реакции, безусловно, лежит биологическая польза. По какой-то причине ему просто нужно золото для нормального роста и развития. Насколько мы смогли понять, он не просто любит драгоценный металл, для него золото — это своего рода катализатор, который помогает грибку усвоить некоторые формы углерода», — пояснил ученый.

Исследователи из CSIRO признают, что их понимание причин, по которым грибок использует золото в своем жизненном цикле, это пока теория, однако они убеждены, что применение этой любопытной связи лежит в сугубо практической сфере. «Мы обязательно должны использовать эти грибки для наших нужд. Например, в качестве индикатора — чтобы понять насколько богаты подземные слои золотом и стоит ли тратить время и силы на их разработку. Если грибок, помещенный у предполагаемого места выработки, покрылся слоем золота — нужно проводить геологоразведку и бурить. Там есть нужный нам металл», — отмечает Цинг Боху.

Также среди полезных свойств грибка ученые называют его возможный вклад в заботу об экосистемах планеты. «Это по-настоящему „зеленый“ подход к добыче полезных ископаемых. Если грибки смогут накапливать необходимое для нас золото, добывая его из сточных вод и отходов электронной промышленности, мы сможем сократить золотодобычу», — рассказала Саския Биндшедлер, микробиолог из университета Невшателя в Швейцарии. По ее мнению, необходимо расширить исследования и попытаться найти грибы, способные помочь в добыче других металлов, таких как медь и серебро.

Фузариум (фузарий) остроспоровый — вид несовершенных грибов, представляющих собой комплекс морфологически сходных видов. Широко распространенный гриб, часто выделяемый из почвы и в качестве фитопатогена. Виды этого рода, как и другие микроскопические грибы, участвуют в общем круговороте веществ в природе. Отдельные виды рода фузариум обладают свойством синтезировать различные биологически активные вещества: витамины, антибиотики и токсины.