English version
13 Декабря 2019, Пятница, 09:58
14.11.18 17:46 | Наука | 459

Ученые выяснили, как наши предки рыбачили 7 тысяч лет назад

Фото: Australian National University

Исследование, проведенное Австралийским национальным университетом (ANU), натолкнуло на новое понимание процесса рыбной ловли в глубокой древности, а также помогло приступить к выяснению, какую рыбку люди тогда предпочитали и регулярно потребляли себе на пользу.

Обо всем этом археологи узнали при изучении хрупких рыбьих костей, обнаруженных во время раскопок на индонезийском острове Алор, где раньше в человеческом захоронении ученым удалось найти исключительные раритеты — самые старые в мире рыболовные крючки, которыми пользовались около 12 тыс. лет назад. Не иначе их положили в могилу заядлому рыбаку, чтобы ему и в загробном мире на эту снасть ловить не переловить.

Ведущий археолог София Сампер Карро из Школы археологии и антропологии при Австралийском университете считает, что методы рыбной ловли резко изменились около 7 тыс. лет назад. «Жители острова Алор около 20 тыс. лет назад ловили рыбу тех видов, что обитали в открытой воде, а приблизительно 7 тыс. лет назад их предпочтения изменились, и они принялись рыбачить у прибрежных рифов» .

Аналогичная картина наблюдалась на соседнем острове Тимор, что указывает на то, что изменения в способе рыбной ловли были вызваны экологическими обстоятельствами, утверждает Каро. «Похоже, что это связано с изменением уровня моря и условий окружающей среды, хотя нельзя исключать антропогенных изменений», — предположила она.

Результаты стали возможными благодаря применению метода анализа, традиционно используемого в биологии для определения места обитания рыб при изучении археологического материала. Карро при этом пришлось пойти на эксперимент из-за трудности в определении разницы между очень похожими на вид костными останками 2 тыс. известных видов рыб в этом районе.

В основном такими останками были позвонки рыб, которые сложно идентифицировать по видам. Используя геометрическую морфометрию, ей удалось установить мельчайшие различия в позвонках 2 тыс. видов рыб, составить 20 тыс. цифровых изображений этих останков и определить вероятную среду обитания рыб по каждому позвонку.

«Это кропотливое исследование впервые позволило точно определить среду обитания рыб, и оно стало значительным шагом вперед в изучении человеческого поведения на протяжении всей истории», — сказала Карро.

Работа опубликована в Journal of Archaeological Science.