12 Декабря 2018, Среда, 10:41
05.12.18 13:59 | Наука

Ученые: Миллионы лет назад в Якутии произрастали широколиственные леса

Фото: Pixabay

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН на острове Сардах за полярным кругом в Якутии впервые обнаружили в породах неогена (второго периода кайнозойской эры, начался 23 млн лет назад и продолжался около 20 млн лет), четкие отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии — миллионы лет назад здесь были широколиственные леса, сообщили телеканалу «Якутия 24» в институте в среду.

«В ходе комплексной экспедиции в дельту реки Лена ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН выехали за полярный круг, на остров Сардах, чтобы изучить разрез неогеновых (23-2,5 миллиона лет) и четвертичных пород. В процессе работ специалисты нашли в породе четкие отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии, что является настоящей сенсацией», — говорится в сообщении.

В институте отметили, что это действительно уникальная находка, так как отпечатки листьев широколиственных деревьев в этом регионе до этого никто не находил. Ранее в отложениях острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха.

«Местонахождения ископаемых теплолюбивых флор в Арктике известны из отложений более древнего палеоцен-эоценового возраста (около 65-55 млн лет назад), когда климат на нашей планете был благоприятным настолько, что даже на территории севера современной Якутии произрастали субтропические леса с пальмами и секвойями. Однако в более молодых отложениях в евразийской части, так далеко за Полярным кругом, отпечатки листовых флор не находили. До сих пор они описаны только из неогена Дании, Великобритании, Исландии, Аляски, о. Бэнкс (Канадский арктический архипелаг)», — отметили в институте.

Ученые считают, что обнаруженная листовая флора имеет ранне-среднемиоценовый возраст (23-11,6 миллиона лет). По мнению научного сотрудника лаборатории микропалеонтологии Леонида Хазина, слова которого приводятся в сообщении, наиболее подходящие условия для широколиственных деревьев в этой местности были около 16 миллионов лет назад.

«Чтобы по-новому взглянуть на древний климат и его изменения, нужно точнее определить возраст пород, содержащих уникальные находки, и понять, почему растительность такого типа была распространена в столь высоких широтах. Считается, что в те времена материки уже занимали положение, близкое к современному», — сказал Хазин.

Отпечаток листа платана, считают ученые, — важное доказательство того, что в раннем-среднем миоцене (23-11 миллиона лет) в Арктике росли широколиственные леса, а значит, было тепло и влажно. Об этом говорят и другие образцы ископаемой флоры — листья бука, ольхи и ивы. Еще более удивительной находкой ученые называют плод магнолии — так далеко на севере это растение еще не находил никто.

«Обнаруженные нашими учеными уникальные образцы широколиственной флоры поменяют представление специалистов о масштабах климатических вариаций в геологической прошлом. По сути, сегодняшнее, так называемое, глобальное потепление — это лишь незначительный эпизод в истории Земли. А климатические качели раскачивались в прошлом без техногенного воздействия гораздо сильнее, чем сегодня. Полагаю, что эта работа достойна публикации в ведущих журналах, таких как Nature и Science», — приводятся в сообщении слова директора ИНГГ СО РАН Игоря Ельцова.

172